Поиск по сайту

Выбираем книгу

Библиотека научно-популярной литературы по биологии

для школьников и не только

Биология и мифология

Описание мифов, развенчание мифов, создание мифов

Мифы, мистификации… Для чего нужно писать об этом и тем более читать? Если человек читает книгу, рассказывающую о какой-то науке – философии, истории, или ботанике – он узнаёт что-то важное и полезное об окружающем его мире. А мифы и мистификации в науке? Забавно, не более?

Так, да не совсем так.

Древнегреческое слово μῦθος означает «предание», именно в этом смысле мы понимаем мифы древности, часть культурной традиции человечества. Но мифы рождаются и в наше время в самых разных областях знания и человеческой деятельности. Благодаря СМИ они в считанные дни распространяются по миру – ещё бы, сенсация! Порой точно так же разлетается и принимается на веру чья-нибудь удачная мистификация. В итоге мифы очень часто подменяют научное знание. Единственная возможность понять, имеем мы дело с мифом, мистификацией или подлинной реальностью – критический анализ. А для того, чтобы провести такой анализ, следует всесторонне рассматривать явление, которое может оказаться мифом. Короче говоря, нужно думать, сопоставлять, не  верить на слово. Этому и учат книги и статьи, посвящённые развенчанию антинаучных мифов и суеверий.

Что касается мистификаций, то есть одна их категория, которую назвать ненаучной никак нельзя хотя бы потому, что создают их именно учёные для того, чтобы позабавить коллег – а порой и широкую публику. Классическим примером такой мистификации служит история ринограденций – вымышленного отряда млекопитающих, созданного и подробно описанного немецким зоологом Штайнером (естественно, под псевдонимом) так мастерски, что крупнейший французский зоолог Грассе восхитился «точностью» и «объективностью» этой работы. А в примечании к рецензии он выразил сожаление по поводу того, что эта замечательная группа животных не существует…

В.Н. Танасийчук

 

Для понимания материалов раздела необходимо знание термина криптозооло́гия («изучение скрытых животных», от др.-греч. κρυπτός — «тайный, скрытый» и зоология) - неакадемическое направление, предметом которого является целенаправленный поиск животных, существование которых не доказано либо считается невозможным в данной местности или в данное время.

 

Все разделы

 

Анатомия, физиология, цитология

 

Микробиология и всякая мелкость

 

Ботаника

 

Жизнь воды и жизнь в воде

 

Насекомые

 

Амфибии и рептилии

 

Птицы

 

Млекопитающие

 

Общая биология

 

Поведение и взаимодействие с человеком

 

Эволюция, антропология, палеонтология

 

Экология и фенология

 

Генетика

 

Заповедники

 

Практические пособия

 

История биологии и жизнь биологов

 

Биология и мифология

 

Литературная биология

 

Читать все

 

Об авторах

=================

Нужна помощь!

=================

И еще....

 

Английский

 

 

=================

 

<< ко всем проектам Александры Горяшко

 

В.Н. Танасийчук. Книги о зоологических мифах.

 

Виталий Николаевич Танасийчук (1928-2014) - биолог, энтомолог, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории систематики насекомых Зоологического института РАН. Один из ведущих специалистов по систематике двукрылых насекомых. Автор более 100 научных работ и около 100 научно-популярных статей, а также 13 детских научно-популярных книг, вышедших в издательствах "Детская литература" и "Малыш" (некоторые из них неоднократно переиздавались и переводились) и 3 научно-популярных книг, вышедших в Товариществе научных изданий КМК (Москва). С середины 1950-х гг. занимается фотографией насекомых; с начала 1960-х публикует научно-популярные статьи, иллюстрированные своими фотографиями, а также статьи по методике энтомологической фотосъемки. Детские книги В.Н. Танасийчука проиллюстрированны собственными фотографиями.

 

"Где живет единорог, или Зоологические истории". М., Детская литература, 1996; ИД Мещерякова, 2012, в серии «Научные развлечения».

Доступна в интернете.

Начиная с младшего и среднего школьного возраста.

 

Ещё несколько столетий назад люди не сомневались, что где-то далеко живут драконы, единороги и другие волшебные существа. При этом многие не верили в существование тигров и кенгуру, считая этих зверей выдумкой путешественников. Только некоторые энтузиасты стремились понять, как устроена природа. Эта книга рассказывает, какой сложный путь был пройден от мифов о живой природе до поразительных открытий, кем на самом деле был единорог, для чего могла служить каска наполеоновского генерала и почему стало невозможно  сфотографировать живого тасманского волка.

К сожалению, издание 2012 года отличается от книги 1996 года не в лучшую сторону. Маленький формат, бледная печать, немного чёрно-белых рисунков не очень подходят для чтения детьми; книга 1996 года была крупноформатной, богато и ярко иллюстрированной; издательство признало её лучшей книгой года.  

 

"Невероятная зоология (Зоологические мифы и мистификации)". М., КМК, 2009.

В электронном виде нет. Можно заказать  в издательстве http://avtor-kmk.ru/main_nature.htm или интернет-магазинах.

Начиная со старшего школьного возраста.

 

В книге дан перечень самых известных мистификаций, ошибок, шуток и мифов зоологии. Это рассказы о странных существах и удивительных созданиях, о зоологических легендах, и о том, как эти легенды появляются. Книга снабжена ссылками на газетные и журнальные статьи, книги и интернет-ресурсы.

Предисловие автора для нашего сайта: "Истории о существах загадочных и таинственных были интересны людям во все времена. Древние греки верили в существование кентавров и многоголовых гидр, в средние века даже учёные полагали, что где-то обитают люди с собачьими головами, а рог таинственного единорога может излечивать болезни. Знания о реальном животном мире копились медленно – и, наверно, ни одна наука не обросла таким количеством легенд и , мифов и мистификаций, как зоология.

Автор анализирует эти мифы с точки зрения зоолога. Герои его книги – и подлинные учёные, исследующие природу, и шутники, создававшие забавные «параллельные» животные миры или дурачившие легковерных, и чудаки, потратившие жизнь на погоню за химерой. Но главный её герой  – увлекательная, стройная и строгая наука зоология.

Как ни странно, зоологические мифы и легенды продолжают возникать и в наши дни; снежный человек, озёрные чудовища, таинственные чупакабры и множество других невероятностей заполонили газетные полосы, телевидение и Интернет. Сенсационные публикации забивают головы доверчивых читателей и телезрителей антинаучной чепухой. Возникла даже похожая на своеобразную секту «наука» криптозоология, которую интересуют существа, подлинной зоологии неизвестные, но которых где-то кто-то когда-то видел (или уверял, что видел). Это может казаться забавным, но в действительности очень печально – и на фоне множества суеверий эта весёлая и увлекательная книга служит образцом сопротивления лженауке".

 

 

 

 

 

 

читать doc 388 кб

 

 

Ю.Д. Дмитриев. Книги о суевериях и приметах, связанных с животными.

Доступны в интернете.

Начиная с младшего и среднего школьного возраста.

 

Юрий Дмитриевич Дмитриев (Эдельман) (1926-1989) - писатель-прозаик и детский писатель-анималист, автор более 80 книг. Окончил филфак МГУ. Кандидатская диссертация на тему: «Научно-художественная литература для детей (творчество писателей-анималистов)», в которой анализировал преемственные связи в творчестве В. Бианки, Н. Плавильщикова, М. Зверева, Е. Чарушина, В. Чаплиной. Автор пятитомной энциклопедии о животных «Соседи по планете», которой в 1982 г. была присуждена Международная Европейская премия. Лауреат Почетного диплома имени Г.-Х. Андерсена Международного Совета по детской книге (IBBY). Подробнее>>

 

"Чему верить, что проверить?". М., "Детская литература", 1967.

 

От автора: "Эта книга о приметах. О приметах верных и неверных. Неверные приметы называются суевериями – напрасной верой: по-древнеславянски слово «всуе» значит «напрасно». Многие суеверия родились в глубокой древности, когда люди еще не выдумали богов. Менялись религии: «умирали», исчезали одни боги и на смену им люди придумывали других. А суеверия оставались. Немало людей, потерявших веру в бога или вообще никогда в него не веривших, все-таки пугаются черных кошек и откладывают даже важные дела, только чтоб не начать их в понедельник... В этой книге рассказывается о верных и неверных приметах. Само слово «приметы» родилось от слова «примечать». Заметили что-то люди, запомнили. А вслед произошло какое-то событие. Ага! Значит, предыдущее связано с последующим. Но ведь очень часто бывают просто совпадения: за одним явлением следует другое, совершенно никакого отношения к предыдущему не имеющее. Однако люди не всегда понимали и понимают это. Вот так и появляются неверные приметы. Но среди огромного количества предрассудков есть и верные приметы. Они проверялись не годами, а веками. Сейчас они научно обоснованы. Но в книге рассказывается не о всех приметах и не о приметах вообще, а лишь о некоторых, связанных с животными и растениями. Это, пожалуй, самые древние, самые живучие и самые распространенные приметы".

Добавим, - книга рассказывает еще и о истории примет и самых разнообразных верований, связанных с животными. Животные как воплощение бога и воплощение дьявола, животные, которых судят наравне с людьми, животные, чьи качества могут передаваться людям, какие приметы и впрямь верны, а какие являются полной чепухой... Книга написана исключительно легко, полна увлекательных рассказов и будет с интересом восприниматься даже младшими школьниками, но при этом содержит массу малоизвестных биологических и исторических сведений, которые наверняка привлекут и взрослых.

 

"Тринадцать черных кошек". М., "Детская литература", 1988.

 

Книга, как предыдущая, посвящена приметам и суевериям, связанным с животным миром, и в какой-то степени может рассматриваться как очень существенно переработанный вариант "Чему верить? Что проверить?". Отчасти совпадают описанные исторические факты, но используется другая логика построения текста. Такой же замечательно легкий язык, к которому добавились прекрасные иллюстрации А. Райхштейна.

В 1989 г. за эту книгу Ю.Дмитриев получил Почётный диплом имени Г.-Х.Андерсена. Диплом присуждает международная организация Ай-Би-Би-Ай, отслеживающая и оценивающая лучшие произведения в мировой литературе, адресованные детям.

 

 

 

 

 

 

 

 

читать

 

 

 

читать

Н.Ф. Золотницкий. "Цветы в легендах и преданиях". С.-Пб, Изд. А.Ф. Девриена, 1903; М, 1913; «Агропромиздат», 1991 (репринтное воспроизведение издания А.Ф.Девриена); Довира, 1993; Экономическая газета, 2009; М.: Дрофа-Плюс, 2005 (в переработанном, «осовремененном» виде; исключена глава «Цветы и торговля цветами в Париже»); С.-Пб, «Альфарет», 2006 (подарочное издание).

Доступна в интернете.

Для среднего и старшего школьного возраста.

 

Николай Федорович Золотницкий (1851-1920) – биолог и ихтиолог, популяризатор естественных наук. Первоначальное образование получил в Германии, учился в Дрезденской гимназии. Окончил математический факультет Московского университета. Служил преподавателем Николаевского лицея. Организовал ряд выставок акклиматизации и аквариумов. На выставках  организовал раздачу небольших простеньких аквариумов, черенков и семян растений для школьников, не имеющих возможности приобрести их за деньги В Косино, под Москвой организовал летнюю станцию для наблюдений в природе. Автор популярных статей о растениях в газетах и журналах. Автор книг «Аквариум любителя», получившей золотую медаль в Москве, Киеве, почетную медаль в Париже и переведенной на немецкий язык,  "Детский аквариум" (1888). Член Общества Любителей естествознания, антропологии и географии, Русского общества акклиматизации животных и растений (председатель отдела ботаники). Инициатор создания Московского общества любителей аквариума и комнатных растений.

 

Книга Н.Золотницкого была бестселлером в начале ХХ века. Потом её постигла участь большинства дореволюционных изданий, где с уважением отзывались о королях и вельможах, - изъятие из библиотек и семидесятилетнее забвение. Главная тема книги - растения и люди, роль, которую играли цветы в жизни отдельного человека и целых народов. Каждая глава посвящена отдельному цветку и его символическому значению. Автор исследует какую роль играли цветы в истории человечества, в его культуре и массовом сознании. Показана роль цветов в мифах народов мира, предпочтение тех или иных видов у различных народов, история их искусственного разведения. "Мы встречаемся с ними /цветами/ и у древних евреев, персов, египтян, греков, римлян и арабов, встречаемся у индусов, китайцев и мексиканцев. Встречаемся в средние века. Встречаемся как у язычников, так и у христиан. Они играли у них свою роль и в войнах, и в пиршествах, и в торжественных погребальных процессиях, служили для украшения алтарей и жертвоприношений, являлись волшебными и целительными травами, являлись охранителями домашнего очага и домашних животных... Сколько связано с ними разных интересных легенд, исторических сказаний и преданий, какое важное значение имели они в домашней и общественной жизни как отдельных лиц, так и целых народов - это даже себе и представить трудно. И вот эти-то легенды, сказания и предания - то веселые, то грустные, то поэтические, то исторические  - и составят предмет последующих глав".

 

читать

Бернар Эйвельманс. Книги по криптозоологии.

Частично доступны в интернете.

Начиная со среднего школьного возраста.

 

Бернар Эйвельманс (1916-2001) - зоолог и писатель, доктор зоологии, один из создателей криптозоологии.  Написал ряд книг по данной тематике, вызвавших широкий интерес читателей, однако не встретивших поддержки большинства учёных. Собрал большую коллекцию из документов, фотографий, статей, книг и других материалов криптозоологической тематики (более 50 000 единиц), которую в 1997 году передал Зоологическому музею Лозанны. С 1982 года являлся первым президентом Международного Общества Криптозоологии. Подробнее>>

 

 

"По следам неизвестных животных". "Детский мир", 1961.

Под названием "Следы невиданных зверей" (Серия "Библиотека "Вокруг света"). М., "Вокруг света", 1994.

 

Главная книга Эйвельманса, материалы для которой он собирал много лет. Она посвящена тайнам зоологии, поискам и находкам новых видов живых существ и тем, чье существование не доказано и сегодня. Книга основана на фактах и легендах, собранных автором во время многочисленных экспедиций. Книга была издана суммарным тиражом миллион экземпляров на двадцати языках. В оригинальном варианте она является двухтомной, русское издание - сильно сокращенный и адаптированный вариант. Издание 1961 г. проиллюстрировано прекрасными рисунками Г.Е. Никольского, художника с высшим биологическим образованием.

 

 

«Тайны загадочных зверей». М., «Вече», 2000.

 

Та же самая книга, в более полном, и менее изменённом, но, судя по всему, также не аутентичном варианте.

 

 

 

«Чудовища морских глубин», «Прибой», 1997.

 

Первая часть книги почти полностью посвящена гигантскому кальмару - существу реальному, но породившему массу легенд. Подробно описана история открытия гигантского кальмара, начиная с древнейших свидетельств и морских баек, до первых находок и сопровождавших их вымыслов и легенд. Часть вторая отведена существам более сомнительным - гигантским морским змеям и спрутам, полипам и осьминогам, китам и черепахам размером с остров. Рассматриваются описания морских чудовищ в литературной классике, у Гюго и Жюль Верна.

читать

смотреть книгу с иллюстрациями Г.Никольского

 

 

 

читать

И.И. Акимушкин. Книги о редких и мифических животных.

Доступны в интернете.

Начиная со среднего школьного возраста.

 

Две книги на данную тему - дебют в научно-популярной литературе ставшего впоследствии очень известным автора. Однако при чтении их надо учитывать, что уже первая его книга "Следы невиданных зверей" представляет собой компиляцию книги Бернара Эйвельманса "По следам неизвестных животных", в подготовке русского перевода которой к печати И.И. Акимушкин принимал участие.  Более того, компиляция вышла в свет на несколько месяцев раньше первоисточника и оказалась гораздо полнее, чем он (Эйверманс был сильно сокращен в русском издании). Также и многие другие произведения И.И. Акимушкина являются своего рода беллетризированными рефератами основной или популярной западной литературы по различным областям биологии. К сожалению, зачастую без указания на источник информации. Встречаются в этих книгах и научные "ляпы", неизбежные при компиляции переводных книг без глубокого знания темы каждой из них. Это не уменьшает достоинств ярко и увлекательно написанных книг И.Акимушкина как источника первого знакомства с какой-либо темой. Особенно ценны они были для советского читателя, не имевшего доступа к западной литературе. Но желающим более углубленно изучить предмет лучше ориентироваться на других авторов.

 

Игорь Иванович Акимушкин (1929-1993) - писатель, биолог, кандидат биологических наук. В школьные годы посещал КЮБЗ (Кружок юных биологов при Московском зоопарке). Окончил биолого-почвенный факультет МГУ (1952). Работал в Институте океанологии РАН, защитил диссертацию об осьминогах Тихого океана. Член Союза писателей СССР, лауреат премии Всесоюзного общества "Знание". Автор 96 научно-популярных книг о жизни животных. Подробнее>>

 

«Следы невиданных зверей». М., Географгиз, 1961; "Мысль", 1964.

 

 «Тропою легенд: Рассказы о единорогах и василисках». М., Издательство ЦК ВЛКСМ, 1961;"Молодая гвардия", 1965.

читать

читать

Хенрик Фаркаш "Животный мир легенд и сказок". Алма-Ата, "Кайнар", 1985.

 

Великий морской змей, грифон, единорог - эти существа встречаются на страницах средневековых бестиариев и даже первых научных книг о природе. Кто был их прообразом в реальном мире? Устраивают ли аисты суд над неверной женой? Хитра ли на самом деле лиса? Может ли орёл смотреть прямо на солнце? Почему саламандра стала духом огня? На эти и многие другие вопросы пытается ответить Хенрик Фаркаш - венгерский автор книг о природе, выходивших, в том числе, в Советском Союзе. В этой книге он цитирует античных и средневековых авторов, рассказывающих о животных, и анализирует приводимые ими истории, пытаясь отыскать в них крупицу правды, которая и послужила основанием для красивой сказки.

Книга вышла в свет в 1985 году, в ней есть некоторые неточности в тексте и в иллюстрациях, но в целом это почти не повлияло на её содержание. Она написана живым и доступным языком, и будет одинаково интересна и детям, и взрослым, интересующимся природой и историей науки.

 

читать

В.Г. Бабенко и соавт. Книги о связи названий животных с персонажами мифологии.

Частично доступны в интернете.

Начиная со среднего школьного возраста.

 

Владимир Григорьевич Бабенко (1950 г.р.) - доктор биологических наук, профессор кафедры зоологии и экологии Московского педагогического государственного университета, читает лекционные курсы по зоологии позвоночных животных, общей экологии, социальной экологии, биогеографии, охране природы. В составе научных экспедиций работал на Камчатке, Чукотке, Сахалине, Таймыре, Южной Туве, в Черноземье и других регионах России. Много времени уделяет пропаганде экологических знаний, выступая на радио и телевидении, печатаясь в научно-популярных журналах («Наука и жизнь», «Вокруг света», «Охота и рыбалка ХХI век», «Юный натуралист», «Муравейник» и др.). Член союза писателей России, автор более 500 научных, научно-популярных, учебных и художественных публикаций (в том числе свыше 60 книг).

Беседа Бабенко с Н.Дроздовым http://worldofanimals.ru/erudition/first/50-animals

 

В.Г. Бабенко, В.Н. Алексеев. "Лучезарный Аполлон. Птицы, бабочки и мифы". М., "Школа-пресс", 1995.

Доступна в интернете.

Начиная со среднего школьного возраста.

 

От авторов: "Книга, которую вы собираетесь прочитать, не совсем обычная. Она о бабочках, о птицах и в то же время о богах и героях Древней Греции. Те из вас, кто знаком с миром животных не только по школьному учебнику, наверное знают, что многие из них не имеют исходно-русского названия. Таких животных называют по их научному латинскому имени, но только пишут его русскими буквами. Например, существуют амеба-протей, рачки-циклопы, рыба-химера, птица-аргус, бабочки "аполлон", "махаон". Названия, конечно, красивые, но часто совсем непонятные. Не то, что комнатная муха или серая ворона. Откуда же появились такие "имена"? Оказывается, они взяты из древнегреческих мифов, а присвоил такие названия животным знаменитый шведский натуралист Кар Линней... Карл Линей прекрасно знал латинский язык, читал на латыни лекции и еще с детства был знаком с мифами Древнего мира... Рассказать о том, какие мифологические образы и почему помогли дать имена лучезарным представителям животного мира, и одновременно напомнить древние легенды и мифы - одна из задач этой книги. Другая - дать представление о таинственной и часто незамечаемой нами жизни тех существ, которыми мы только любуемся".

Приводится список птиц и бабочек и краткий словарь мифологических имен, упоминаемых в книге.

 

Следующие книги построены по тому же принципу: рассказывают о растениях, бабочках, птицах, животных, имена которых заимствованы из античной мифологии. Книги включают как рассказ о мифологическом персонаже, так и информацию по биологии названного его именем вида. Читатели, придерживающихся строгих взглядов на жизнь, должны быть готовы к обилию иллюстраций, показывающих античных персонажей в естественном для них обнаженном виде.

 

В.Г. Бабенко, В.Н. Алексеев, Л.Н. Дорохина. "Мифы и растения". Росмэн, 2004.

 

Владимир Николаевич Алексеев - кандидат биологических наук, доцент.

Людмила Николаевна Дорохина  – к.б.н.,  старший методист, заведующая кафедрой естественнонаучных дисциплин,  учитель биологии Гимназии №1503 (г. Москва). Почетный работник общего образования РФ, победитель конкурса Лучших учителей России в рамках национального проекта «Образование». Автор более 40 печатных работ.

 

В.Г. Бабенко, В.Н. Алексеев. "Птицы в мифах и легендах". Дрофа, 2005.

 

В.Г. Бабенко, В.Н. Алексеев. "Бабочки в мифах и легендах". Дрофа, 2006.

 

В.Г. Бабенко, В.Н. Алексеев, О.В. Белова. "Животные. Растения. Мифы и легенды". Аванта+, 2007; Астрель, 2009.

 

О. В. Белова - доктор филологических наук, доцент

 

Удачная структура книги: слева дается описание объекта флоры или фауны с научной, практической и прочих прикладных сторон, справа - их роль в мифотворчестве и легендах .

скачать djvu 15,6 МБ

 

Немного информации из книги

 

 

Олег Ивик. "История и зоология мифических животных". М., "Ломоносовъ", 2012.

Доступна в интернете.

Начиная со старшего школьного возраста.

 

Под псевдонимом Олег Ивик работают два автора: Ольга Колобова и Валерий Иванов. Ольга по образованию журналист, много лет работала литературным сотрудником журнала «Донская археология» и каждое лето выезжала на раскопки, организованные редакцией журнала. Валерий по образованию – программист, а по увлечению - любитель военной допороховой истории. Сайт автора>>

 

Толковый обзор большого числа исторических материалов и литературных источников, хорошо структурированный и легко читаемый, с обширным списком литературы и алфавитным указателем мифических существ. "Одной из основных проблем, с которой столкнулись авторы, оказался вопрос о том, кого из мифических существ следует причислять к мифическим животным... Известно множество персонажей, которые, при наличии, например, хвоста или кошачьей головы, являются тем не менее богами и духами, и отнести их к животным было бы некорректно. В то же время существует немало мифических животных, которые по своему строению ничем не отличаются от животных настоящих (например, волк Ивана-царевича), и вопрос о том, найдется ли для них место в настоящей книге, долгое время оставался открытым... Но по мере работы над книгой вопрос разрешился сам собой. Количество мифозоев, с которыми авторам хотелось поближе познакомить читателей, оказалось так велико, что для спорных существ места уже не нашлось".

 

читать фрагменты

 

скачать DjVu 9,4МВ

 

Герольф Штайнер. "Формы и жизнь ринограденций", 1960

Доступна в интернете.

Начиная со старшего школьного возраста.

 

Герольф Штайнер (1908-2009) - профессор зоологии в университете Карлсруэ. Более всего прославился книгой по анатомии и поведению ринограденций, вымышленного отряда млекопитающих, нос которых развился множеством замечательных способов. Книга Штайнера «Строение и жизнь ринограденций» была издана в 1960 г. под псевдонимом Харальд Штюмпке в серьезном немецком издательстве «Gustav Fischer Verlag» (Stuttgard; Jena), специализирующемся на выпуске руководств, учебников и теоретических монографий. В 1963 году рефераты на книгу «Строение и жизнь ринограденций» были напечатаны на русском языке в журналах «Наука и жизнь» № 4, «Наука и техника» № 8.

 

Едва ли не наиболее развернутая и подробная мистификация в зоологии: выдуман новый отряд млекопитающих; написана научная монография на немецком языке. Представлены сценарии эволюционного развития и морфологических преобразований носоходок. Эти животные ходят на носах, а поскольку попали на остров, в результате адаптивной радиации приняли всевозможные формы: стали хищниками, прыгунами, землероями. Нарисованы и перечислены все эти ракушкохвостые слизненосы и шмыргучие сморкачи во всей красе их неповторимой филогенетики.(Г.Любарский).

Из предисловия автора перевода, Павла Волкова: "Книга Герольфа Штайнера – это прекрасная пародия на научные работы. Фантастические существа, описанные в ней, представлены вниманию читателя не менее точно и подробно, нежели реальные животные, описанные в «Жизни животных» или какой-либо другой литературе, посвящённой реальным живым существам. Но образы этих существ построены в свете знаний о принципах и закономерностях эволюции. Каждая черта их образа имеет определённое значение, и её биологический смысл объясняется на страницах книги. Пусть существа, описанные в ней, откровенно вымышленные. Зато эту книгу можно считать своеобразным упражнением в понимании теории эволюции. Перенося знания об эволюционном процессе на совершенно фантастических животных, автор добивается глубокой реалистичности их описаний".

читать

Лео Лионни "Параллельная ботаника", 1977.

Доступна в интернете.

Начиная со старшего школьного возраста.

 

Лео Лионни (1910-1999) - автор и иллюстратор детских книг. Автор более чем сорока детских книг. За свои иллюстрации к детским книгам, в которых Лионни использовал технику коллажа, он в 1984 был удостоен золотой медали Американского института графики.

 

Автор перевода, Павел Волков: "...Откровенно говоря, это совершенно не научная книга. Я бы скорее назвал её "книгой для чтения по не-науке". В этой книге рассказывается об изучении вымышленной группы "параллельных растений": даны описания и рассказано о странных, а порой даже граничащих с чудом свойствах таинственных растений "не от мира сего". Рассказы об учёных и экспериментах создают совершенно реалистичное впечатление того, что речь идёт о какой-то малоизвестной, но реальной области знания. А многочисленные рассказы о традициях и легенды, связанные с описанными в книге растениями (разумеется, также вымышленные), делают текст живым и легко читаемым, словно речь идёт о реальных вещах, существах, традициях и событиях. Книгу эту вполне можно отнести к околонаучному направлению, которое в английском языке получило название "speculative biology" - это своего рода "изучение" вымышленных существ с большей или меньшей претензией на их реалистичность (то есть, кентавры и грифоны не входят в сферу её интересов). Обычно основоположником этого направления считается Дугал Диксон с его книгой "После человека: зоология будущего", написанной в 1981 году. Но, если называть вещи своими именами, пальму первенства стоит отдать Лео Лионни: эта его книга издана в 1977 году".

 

 

читать

Дугал Диксон. Книги по зоологии вымышленных существ.

Доступны в интернете.

Начиная со старшего школьного возраста.

 

Дугал Диксон (1947 г.р.) - писатель, палеонтолог. Получил степень бакалавра наук по геологии в в Сент-Эндрюсском университете в 1970 и магистра наук в 1972 году. Особо интересовался ископаемыми организмами и эволюционной теорией. Диссертация посвящена палеогеографии. С 1973 г. работал в энциклопедическом издательстве в качестве консультанта по геологии. В 1978 году принят в штат Blandford Press, где был редактором большого числа книг, посвященных естественным наукам. С 1980 г. полностью переключился на писательскую деятельность. Российским читателям известен в основном как автор книг о динозаврах и других доисторических животных. Веб-сайт автора>>>

 

Для всех книг использованы аннотации автора перевода Павла Волкова

 

"После человека: зоология будущего"

"After man: a Zoology of the Future". United States of America in 1981 by St. Martin's Press. New York.

На русском языке не издавалась. Перевод и электронная версия Павла Волкова.

 

Первая книга Диксона, посвящённая "зоологии будущего" - гипотезам о направлениях эволюции жизни на Земле в далёком будущем. В книге рассказывается о возможных видах животных будущего - основных представителях населения различных природных зон - от тундры до тропических лесов. Книга хорошо иллюстрирована, все иллюстрации сохранены в электронной версии.

 

"Новые динозавры. Альтернативная эволюция"

"The new Dinosaurs/ An alternative evolution". United States by Salem House Publishers, 1988.

На русском языке не издавалась. Перевод и электронная версия Павла Волкова.

 

О возможной эволюции мезозойских рептилий, если бы они дожили до наших дней. Автор пытается представить, как могли бы выглядеть обитатели Земли в наше время, но с одним небольшим допущением: 65 миллионов лет назад, в конце мелового периода, динозавры не вымирают, а продолжают эволюционировать и доживают до настоящего времени. Естественно, динозавры Диксона не слишком похожи на привычные иллюстрации из книг по палеонтологии. Некоторые из них причудливы, другие слишком экстравагантны.

 

"Человек после человека. Антропология будущего"

"Man after man". St. MartinТs Press, New York, 1990.

На русском языке не издавалась. Перевод и электронная версия Павла Волкова.

 

Третья из написанных Дугалом Диксоном работ, посвящённых зоологии вымышленных существ. Но она необычна тем, что всё, сказанное в ней, относится лишь к одному виду и его потомкам. Этот вид - мы сами, человек разумный. Стало быть, эта книга о любом из нас, точнее сказать, о том, что может (по мнению автора, естественно) получиться из человечества в будущем. Диксон заглядывает в наше будущее на 5 миллионов лет - столько же отделяет нас от одних из самых первых ископаемых гоминид. Но и этого, поверьте, хватает, поскольку большинство авторов вообще отводит человеку как виду лишь немногие десятки тысяч лет дальнейшего существования на Земле, причём явно без возможности оставить потомков. Не буду скрывать, книга антиутопична. Будущее человека автор рисует в достаточно мрачных красках, хотя, как говорится, могло быть и хуже". Классик детской поэзии как-то заметил, что "вырастет из сына свин, если сын - свинёнок". Вот эта книга как раз об этом. Диксон просто продолжил развивать тенденции, наметившиеся в развитии общества и отношениях общества и природы в наши дни.

 

Дугал Диксон, Джон Адамс. "Дикий мир будущего". "Эгмонт", 2003.

 

Большинству эта книга известна в своей киноверсии - как документальный фильм в трех частях BBC: The Future is Wild , 2003. На основе  биологических и эволюционных принципов авторы сконструировали образы животных и растений будущего (через 5, 100 и 200 миллионов лет). Будущие формы жизни смоделированы на основании предполагаемых изменений в ландшафте и климате Земли. Книга, а тем более фильм, весьма зрелищны и увлекательны. Всерьез интересующимся темой рекомендую подробный обзор и критику данного произведения на сайте Павла Волкова>>

 

 

 

читать на русском

читать на английском

 

 

читать на русском

читать на английском

 

 

 

читать на русском

читать на английском

З.П. Соколова. "Культ животных в религиях". М., "Наука", 1972. Под названием "Животные в религиях". СПб, "Лань", 1998.

Доступна в интернете.

Для старшего школьного возраста.

 

Зоя Петровна Соколова (1930 г.р.) - историк, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН; главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН. Специалист в области сибиреведения, этнографии народов Сибири и финно-угров; лауреат премии им. Н.Н.Миклухо-Маклая; опубликовала свыше 200 научных работ, в том числе 20 монографий.

 

Следы почитания животных можно обнаружить в религиях разных народов и эпох. Властитель Олимпа Зевс, являлся людям в образе быка, лебедя или орла, древнеегипетский бог Гор с головой копчика и богиня-мать Исида с коровьими рогами, бог Пан с козлиными ногами, Иисус Христос в образе агнца - вот лишь некоторые примеры, свидетельствующие о том, что культ животных оставил яркие следы во многих религиях. Боги в виде животных и животные - покровители людей и различных видов их занятий, превращение людей в животных и душа человека, принимающая облик животного, почитание священных животных и животные, приносимые в жертву... Примеров участия животных в разной роли и разных религиях имеется огромное количество.  Автор на основании огромного исторического материала, мифов, обрядов и сказок разных стран, анализирует истоки такой большой роли животных в религии, описывает наиболее развитые формы почитания животных в разные исторические периоды.

 

читать

скачать PDF 4,44МБ

О.М. Иванова-Казас. Книги о зоологии и мифологии.

Частично доступны в интернете.

Начиная со старшего школьного возраста.

 

Ольга Михайловна Иванова-Казас (1913 г.р.) - зоолог, эмбриолог, доктор биологических наук, профессор. С 1955 по 1985 г. работала на кафедре эмбриологии Ленинградского университета. Автор уникальных курсов «Сравнительная эмбриология беспозвоночных», «Бесполое размножение животных». Автор учебника (совместно с Е.Б. Кричинской) по сравнительной эмбриологии животных (1988) и редактор «Практикума по эмбриологии животных» (1989). Автор фундаментального труда в 6 томах по сравнительной эмбриологии беспозвоночных животных, монографий «Бесполое размножение животных», «Очерки по филогении низших хордовых» и «Сравнительная эмбриология животных». Один из старейших (с 1934 г.) членов Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей, Почетный член общества. Лауреат международной медали А.О. Ковалевского за выдающиеся заслуги в развитии сравнительно-эволюционной эмбриологии животных. Заслуженный Соросовский профессор. Подробнее>>

 

Использованы аннотации с сайта now.ifmo.ru

 

"Почти все о русалках и кое-что о других мифозоях". С.-Петербург, "Лисс", 2001, 2005.

 

Книга представляет собой пародию на научную дискуссию по проблеме происхождения русалок и их природы вообще. В дискуссии участвуют специалисты из области мифологии и зоологии, писатель-фантаст, маг-экстрасенс, врач-психиатр, инженер-сантехник (любитель подводной охоты), школьный учитель, руководящий кружком занимательной зоологии, его любознательные ученики и др. Большинство участников признает существование русалок если не в настоящем, то хотя бы в прошлом, голоса скептиков почти не слышны. Высказываются различные точки зрения, но все они уязвимы для критики со стороны оппонентов. В ходе обсуждения проблемы приводятся сведения из древнегреческой, славянской, индийской мифологии, из современного фольклора и т.д., а также цитаты из авторитетных литературных источников. Книга содержит 64 рисунка, многие из которых публикуются впервые.

Беседа с О.М. Ивановой-Казас о русалках>>

 

"Метаморфозы и трансимагинации". СПб, "ЛИСС", 2004.

 

Не претендуя на значение строго научного трактата, книга содержит подробный отчет о дискуссии по проблемам метаморфоза, якобы состоявшейся 30 февраля 2003 г. под председательством писателя-фантаста И.Г. Сандомирского. В дискуссии принимали участие лица разных специальностей: мифологи, зоологи, ботаник, врач-психиатр, художник, библиотечный работник, экстрасенс К.М. Полубесов и др., ранее обсуждавшие проблему русалок («Почти все о русалках», 2001). Путем сопоставления метаморфозов, входящих в наследственно обусловленную программу индивидуального развития некоторых животных, и чудесных превращений, упоминаемых в мифологии и фольклоре разных народов (а также в художественной литературе XIX-XX вв.), наглядно показано, что мифологические метаморфозы, не связанные жесткими законами природы, обладают гораздо большими творческими возможностями, чем метаморфозы биологические. Да и сам феномен метаморфоза был открыт не натуралистами, а первобытными мифотворцами. В процессе дискуссии особое внимание было уделено оборотничеству – фантастической способности некоторых людей и животных по собственному желанию временно превращаться в другое животное или в человека. Было предложено такие произвольные и обратимые превращения оборотней называть трансимагинациями.

 

"Мифологическая зоология". СПб, Филологический ф-т СПбГУ, 2004.

 

От автора: "...Книга представляет собой своего рода химеру - попытку рассмотрения мифологических персонажей, наделённых фантастическими морфологическими характеристиками и сверхъестественными силами (богов, людей и животных, условно называемых мифозоями) с точки зрения научной зоологии. Но сближение таких далёких на первый взгляд наук, как мифология и зоология, не так уж абсурдно. В сущности, почти все современные науки уходят своими корнями в мифологию. Хотя мифозои созданы человеческой фантазией, но сама фантазия есть продукт переработки информации, полученной из окружающего мира, и не создаёт ничего принципиально нового. В сущности, мифология и зоология - родные сёстры, они соответствуют двум стадиям познания окружающего мира человеком. Поэтому сопоставление образов и событий мифологии и реальной жизни не только занимательно, но представляет и исторический интерес..."

Основу книги составляет Словарь, содержащий сведения о химерах и некоторых других мифозоях — фантастических существах из мифологии и фольклора Древней Греции, Ближнего Востока, Египта, Китая, славян и других народов, об их строении, поведении и участии в жизни людей. В Обсуждении даётся статистический анализ содержащихся в книге "фактических" материалов, высказываются соображения относительно географического распространения мифозоев, о том, какие виды животных обычно приобретают фантастические морфологические особенности или участвуют в построении тела химер и какие комбинации разнородных признаков встречаются чаще всего. Рассматриваются также специфические особенности плана строения и биологии размножения мифозоев, отличающие их от реальных животных, и проблема их происхождения. Показав неприменимость к ним законов органической эволюции, автор излагает суждения современных специалистов-филологов о происхождении мифозоев и мифологии вообще. В Приложении делается попытка рациональной классификации мифозоев.

 

"Птицы в мифологии, фольклоре и искусстве".  С.-Петербург, "Нестор-История", 2006.

 

Книгу можно рассматривать как занимательное приложение к нормальному курсу орнитологии. В ней собраны мифы, легенды, поверья и другие материалы, говорящие о том, как относились к птицам и какие свойства, подчас фантастические, приписывали им люди в разных странах и в разные эпохи, а также какое освещение получили птицы в художественной литературе и изобразительном искусстве. В первой части книги речь идет о птицах в их натуральном виде, а во второй - о фантастических птицах и химерах, в состав тела которых входят органы, "заимствованные" у птиц. По приведенным в книге материалам можно судить о том, какие птицы пользуются наибольшей популярностью (чаще всего упоминаются в мифах, сказках и т. д.), и какие роли играют они в мифологических событиях (а роли эти бывают подчас весьма значительными, вплоть до участия в процессах космогенеза). Особенно большое значение приписывается птичьему яйцу, из которого иногда вылупляются герои и боги, в том числе и боги-демиурги, создавшие Вселенную, или даже сама Вселенная. Рассмотрено также, какие органы птиц чаще всего входят в состав тела химер, а если в химеру превращается сама птица, то какие органы "заимствует" она у других животных. Подчеркивается, что химеры не являются плодом простой игры воображения, и составляющие их тело разнородные части нередко имеют определенный символический смысл. Книга содержит 53 рисунка; библиография - около 100 названий.

 

"Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве".  С.-Петербург, Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.

 

Предлагаемую вниманию читателей книгу можно считать неофициальным приложением к курсу зоологии. В ней излагаются не полученные зоологами научные сведения о беспозвоночных животных, а материалы, характеризующие народные представления о них, т.е. мифы, легенды, сказки и фольклор (пословицы, поговорки, загадки, анекдоты и т.д.); в ней рассматривается символическое значение, которое приписывалось различным беспозвоночным, трактовка их образов в старинных сонниках и толкование сновидений современными психоаналитиками. Приведены басни и отрывки из художественной литературы, в которых активными действующими лицами являются беспозвоночные. В заключительной части обсуждается популярность различных видов беспозвоночных животных в сфере человеческой фантазии. В качестве иллюстраций использованы копии с древних и современных произведений изобразительного искусства, не слишком грешащих натурализмом. Книга содержит 46 рисунков, многие из которых публикуются впервые. Библиография - 83 названия.

 

"Животные в мифологии и изобразительном искусстве: история размежевания фантастической и научной зоологии". С.-Петербург: "Нестор-История", 2011.

 

Почти все современные науки и искусства связаны своими корнями с мифологией. В настоящей книге рассматривается, как исторически менялись представления людей о животных, какое место уделялось им в мифологии разных народов и как происходило замещение мифологических представлений научными (т. е. древняя история зоологии). А так как мифология пользуется не только словесным языком, но и языком изобразительного искусства, в книге приводится много копий с произведений первобытных и более поздних художников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

скачать 8 Мб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

скачать 3,25Мб

 

 

 

 

 

 

 

скачать 4,17Мб

 

 

 

См. также библиотеку сайта "Бестиарий"

 

 

Большая благодарность д.б.н. В.Н. Танасийчуку, помогавшему в работе над разделом,

и д.б.н. О.М. Ивановой-Казас, которая первой открыла для меня мир мифологической зоологии.

 

 

© Александра Горяшко, 2011

Перепечатка и цитирование материалов, размещенных на сайте, только с разрешения автора.