Книга Б.
Хейнриха, профессора Вермонтского университета (США), посвящена
экологии и социальному поведению ворона (Corvus corax). Она
представляет собой оригинальный труд и относится к тем редким
биологическим произведениям, которые написаны в форме увлекательной
приключенческой повести. Основное содержание книги - описание
наблюдений автора за одним из интереснейших биологических объектов.
Даже сейчас, после появления работ Е. Гвиннера (1962, 1964, 1965),
экология и поведение ворона исследованы далеко не полностью. Поэтому
появление книги Б. Хейнриха - заметное событие в орнитологии.
Как пишет
автор, толчком к его длительным и нелегким исследованиям послужило
случайное наблюдение за стаей кормящихся воронов, которые не
отгоняли от добычи особей своего вида, как поступают обычно все
хищники, а как бы призывали других воронов присоединиться к ним.
Удачной оказалась не только постановка проблемы: выяснить
эволюционное значение такого “альтруистического” поведения воронов,
но и место наблюдений. Для них была выбрана удаленная от населенных
пунктов обширная лесная долина в национальном парке Маунт Блу,
расположенном в западной части штата Мэн. Наблюдательный пункт
находился на возвышении, с которого было хорошо видно всю долину,
что позволяло следить за перемещением воронов на большом расстоянии.
Как
известно, ворон представляет собой весьма сложный объект для
наблюдений. По внешнему виду в природе весьма сложно отличить самца
от самки, так как половой диморфизм у воронов проявляется только в
размерах птиц, а эти различия трудно определить на расстоянии.
Широкая экологическая пластичность ворона позволяет ему обитать в
разных условиях: в тундрах, лесах, степях и пустынях, на равнинах и
в горных районах. Во многих местах своего обширного ареала ворон
редок и ведет скрытный образ жизни. Вместе с тем высоко развитая
нервная система и сложное поведение позволяют ворону жить в
освоенных человеком районах. Издавна он поселяется в городах и
поселках, выбирая для гнездования укромные места: высокие деревья на
кладбищах, колокольни церквей, сторожевые башни.
Появление
ворона в самых неожиданных для человека местах, его мрачный внешний
облик, блестящее черное оперение, питание трупами и падалью, громкие
крики, слышные издалека, продолжительные и искусные полеты и игры в
воздухе породили о нем множество легенд и поверий. Возможно, этому
способствовало то, что ворон ассоциируется с присутствием таких
опасных для человека животных, как бурый и белый медведи, волки,
койоты. Появление ворона может свидетельствовать и о присутствии
вооруженного человека.
Автор
приводит многочисленные легенды о вороне у разных народов,
показывает, что многие охотничьи приметы связаны с его появлением.
Так, жители Арктики узнают о том, когда приходят олени во время
миграций, по появлению этих птиц, которые сопровождают оленьи стада,
питаясь остатками жертв волков и трупами погибших оленей. Ворон
связан с охотничьими поселениями, видимо, с того времени, когда
человек появился на севере. Даже сейчас в северных районах, где
жители существуют в основном за счет охоты, ворон обычен в
поселениях.
В
скандинавских легендах описывается, как ворона посылают на разведку
новых земель потому, что нет других птиц, кроме него, способных к
длительному полету на большие расстояния, обладающих острым зрением,
осторожностью и сообразительностью. Только такая умная и сильная
птица может добыть нужный секрет и ничего не напутать. В старых
ирландских легендах ворон предсказывает будущее, и сохранившееся в
ирландском языке выражение “знание ворона” означает умение видеть и
знать все, что случается.
У викингов
ворон был символом борьбы и победы. Воронов они старались захватить
с собой в многочисленные походы, и птицы не сопротивлялись этому.
Они следовали за викингами по той же причине, по которой волки и
сейчас сопровождают стада карибу во время миграций - в поисках пищи.
Викинги почитали ворона и боялись неожиданного появления этой
большой черной птицы.
Прилет
воронов совершенно справедливо связывают со смертью, гибелью, и не
только во время походов викингов. Так, в старой английской
литературе ворон постоянно упоминается в батальных сценах. В
героической поэме “Юдифь” его характеризуют как красивую стройную
птицу с ярким блестящим оперением.
Появление
ворона связывается с гибелью зверей и птиц, что объясняется
особенностями его питания. Это приводит людей к предположению о том,
что он может предсказывать смерть, поэтому хриплый крик и появление
ворона как знак беды фигурирует в легендах многих народов Европы,
Африки, Азии.
В средние
века путешественник мог слышать хриплый крик ворона у перекрестка,
где в назидание другим вешали преступников. Воспоминания об этих
событиях закрепились в языке: “воронов камень” в старом английском
обозначает место казни.
Автор
приводит многочисленные ссылки на литературные произведения, в
которых фигурирует ворон. В. Шекспир, согласно традиции своего
времени, обращается к ворону как символу зла и разрушения. В
“Макбете” ворон “накликает беду”, в “Отелло” - прилетает к дому,
“терпящему бедствие”. В Германии преступника, которого должны
повесить, называют “вороновой падалью” (Raben-Aas).
Б. Хейнрих
ссылается на книгу Е.А. Армстронга “Птицы в фольклоре”. В ней
говорится, что мореплаватели использовали птиц для того, чтобы
определить, где находится земля. Вавилоняне применяли для этого
воронов. Брали их на свои корабли и викинги. В 874 г. н. э.
норвежский исследователь и путешественник Флоки направился на поиски
большого острова, расположенного на западе. Этот остров был открыт
ранее шведом Гардаром. В норвежской “Саге о Флоки” герой берет с
собой на корабль трех воронов. Чтобы определить, где находится
земля, он выпускает их. Первый ворон вернулся в Норвегию, второй, не
обнаружив земли, покружился в воздухе и сел на корабль. Наконец,
третья птица полетела на запад и не вернулась, потому что обнаружила
землю. Герой последовал за ней. Так викинги открыли юго-восточное
побережье Исландии, где вороны до сих пор пользуются уважением.
Среди
индейского населения тихоокеанского побережья на северо-западе США и
Аляски ворона почитают как бога, создавшего землю, луну, солнце,
зверей и людей.
Мифов о
вороне существует множество, многие из них записаны и опубликованы.
Согласно им, в старые времена индейцы Северной Америки, китайцы,
греки, жители Сибири и Скандинавии были уверены, что вороны
контролируют погоду и влияют на нее. Даже в наши дни, во время
путешествия автора по Аляске, эскимосы пытались объяснить начало
дождя тем, что кто-то убил ворона.
Древние
мифы и легенды о вороне интересны не только специалистам-этнографам
и фольклористам, но и биологам, так как позволяют судить о былом его
распространении и даже об особенностях кормового поведения.
Поскольку
ворона считают божеством, он пользуется преимуществом при
существовании около человека. Действительно, среди индейцев и других
северных народов существует табу на добычу этих птиц, и если
какой-нибудь ворон попадет в ловушку, его следует немедленно
освободить, спокойно объяснив, что охотник не стремился поймать
птицу. Эти запреты на добычу воронов у северных народов довольно
древние. Так, Г. Коллинз во время археологических раскопок в
северо-восточной части острова Сант-Лоуренс, который был заселен
человеком с 900 г. н. э., обнаружил остатки 45 видов птиц,
добывавшихся эскимосами. Отсутствие костей ворона в этих остатках,
по мнению Коллинза, свидетельствует о том, что в доисторические
времена, как и сейчас, он считался священным, и эскимосы не убивали
его. Возможно, поэтому вороны скапливаются у эскимосских поселений,
проникают во многие северные города. На западе США, как и во многих
других местах, ворон приспособился к жизни вблизи человека.
Однако на
востоке США ворон - символ разрушения и человеческой дикости. Здесь,
как и на большей части 3ападной Европы, он был уничтожен
отравленными приманками, отстрелом и разрушением гнезд. Один из
первых исследователей ворона в Германии И. Гете пишет, что только в
одном графстве Меклен- бург-Шверин за 41 год, с 1834 по 1875 гг.
было отстреляно 10440 воронов. Подобным же образом с ними поступали
переселенцы из Германии и Англии в Новом Свете. Они возлагали на
воронов ответственность за гибель овец, так как часто обнаруживали
их питающимися трупами павших животных. Воронов уничтожали вместе с
волками и другими хищниками. Для приманки убивали несколько старых
бизонов и начиняли их трупы стрихнином. Вороны погибали, поедая
отравленную приманку и трупы других отравившихся стрихнином
животных. Иногда вместо отравленных волков люди обнаруживали целые
поля, покрытые трупами погибших от яда воронов.
Уничтожение воронов, как и других врановых, продолжается и в
настоящее время. При этом во многих районах происходит то же, что и
на востоке США: резкое сокращение численности воронов и многократное
увеличение числа ворон. Возможно, это объясняется тем, что вороны
экологически связаны с крупными хищниками (волками, медведями),
используя остатки их добычи, и крупными копытными, трупами которых
они могли питаться долгое время. С исчезновением крупных хищников и
копытных, численность воронов резко сократилась, а человек своими
действиями способствовал исчезновению этих птиц из многих районов.
Возросла численность тех врановых, которые питаются на
сельскохозяйственных полях и свалках.
В начале
XIX в. ворон исчез из большей части штата Новая Англия, в это же
время его не находили в штате Мэн и во многих других районах США.
Так было
не всегда. В средние века вороны были многочисленными во многих
городах Великобритании, в том числе и в Лондоне. Они вели себя как
современные вороны-свалочницы. После известного лондонского пожара
1666 г. эти птицы питались незахороненными трупами людей и
размножились в таком количестве, что стали назойливыми. Жители
обратились к королю с просьбой помочь избавиться от них. Однако
прорицатель объяснил тому, что если все вороны в Лондоне будут
уничтожены, то на Англию обрушатся всякие несчастья и королевский
дворец рассыпется в прах. В XVII в. стая воронов своими криками
разбудила королевскую стражу при нападении отряда О. Кромвеля. С
этого времени по королевскому указу небольшую группу воронов
содержат в Тауэре. Сейчас там “прописаны” восемь птиц, каждая из
которых имеет собственную кличку. Когда ворон умирает, его хоронят
недалеко от ворот, помещая этикетку с его именем. В 1989 г в Тауэре
содержали восемь воронов, они образовали три пары, отложили яйца, но
кладки погибли из-за частого беспокойства посетителями.
Существование прирученных воронов в центре британской столицы
заслуживает особого внимания еще и потому, что синантропная
популяция почти ручных воронов существовала в XVII-XIX вв. в
Соловецком монастыре (Михайлов, 1868).
В книге
автор дает обзор систематики ворона, касаясь родственных связей его
с другими представителями врановых, ссылаясь при этом на самые
последние исследования. Однако все это составляет сравнительно
небольшие разделы рецензируемого труда. Основа книги - описание
последовательных и длительных наблюдений за воронами в природе.
Автор приводит многочисленные дневниковые записи. Это делает
изложение особенно документальным и захватывающе интересным. Вот
пример таких записей: “18 января, 9 ч. 15 м. Наконец тушу коровы
обнаружил ворон. Крылья могучей птицы свистят в воздухе так громко,
что слышу их и в хижине. За пять минут он трижды проносился над
коровой, издав в целом сорок пять басистых, скрипучих, словно
вымученных “куорков” и ни одного “вопля”. Ворон несомненно делился
новостью. Полчаса спустя я вижу двух воронов - один издает
пронзительные короткие крики быстрыми сериями. Оба проносятся над
самой приманкой и улетают. В течение следующих пяти часов я вижу или
слышу то одного, то двоих воронов еще девять раз”.
Описания
отличаются тщательностью и научной точностью. Вот еще один отрывок
из дневниковых записей автора: "Менее, чем через полчаса этот ворон
опять прилетел. Зоб у него растянут. Он, как и раньше, садится на
край гнезда, но птенцы по прежнему на него не реагируют, во всяком
случае пока он не издает короткий "хрюкающий" звук. Мгновенно
четверка (птенцов) разражается хриплыми криками, четыре шеи
вытягиваются вверх, четыре красные глотки широко раскрываются и
покачиваются на тонких шейках, точно маки на ветру. Ворон засовывает
свой клюв в один-два разинутых клювика, отдает корм и через какие-то
секунды улетает от гнезда и исчезает вдали".
Автор
любит птиц, за которыми наблюдает, и своим отношением к воронам
щедро делится с читателем. В книге содержатся новые сведения в
отношении использования воронами территории, о взаимоотношениях
между особями своего вида и другими видами птиц. Они суммированы в
конце книги. Рецензируемый труд уникален по содержанию и форме
изложения. Это классика орнитологической литературы. Книга интересна
специалистам-орнитологам, многочисленным любителям и широкому кругу
читателей. Несомненна ее положительная роль также в экологическом
образовании людей.
В.М.
Константинов